Схожее явление наблюдалось и с другими препаратами для снижения массы
Британские исследователи провели систематический обзор и метаанализ, которые показали, что после прекращения приема препаратов для снижения массы тела, включая агонисты глюкагоноподобного пептида-1, наблюдается быстрый ее набор с возвращением к прежним показателем в среднем менее чем через два года. Статья об этом опубликована в The BMJ.
Инкретиномиметики, или агонисты глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), в том числе с дополнительной стимуляцией рецепторов глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (ГИП), служат наиболее эффективными современными средствами от ожирения, позволяющими снизить массу тела на 15–20 процентов. При этом около половины пациентов по разным причинам прекращают их прием в течение первых 12 месяцев лечения. Систематических данных о том, что происходит с организмом после этого, получено недостаточно, как и в случае с многими другими препаратами от ожирения.
Сьюзан Джебб (Susan Jebb) с коллегами по Оксфордскому университету провела систематический поиск по базам данных Medline, Embase, PsycINFO, CINAHL, Cochrane, Web of Science и регистрам клинических испытаний по февраль 2025 года в поисках испытаний и обсервационных исследований всех когда-либо применявшихся препаратов для снижения массы тела. Эти препараты включали агонисты ГПП-1 (включая комбинированные агонисты ГПП-1 и ГИП) семаглутид, тирзепатид, лираглутид и эксенатид, агонист амилина кагрилинтид, а также орлистат, лоркасерин, римонабант, фентермин с топираматом по отдельности и в комбинации, сибутрамин, бензфетамин, диэтилпропион, фендиметразин, фенфлурамин, дексфенфлурамин и комбинацию налтрексона с бупропионом.
В обзор и метаанализ вошли 37 исследований (в том числе 35 клинических испытаний, 28 из них — рандомизированные контролируемые) с 63 экспериментальными группами и общим участием 9341 пациентов с избытком массы тела и ожирением (6322 в основных группах и 3019 в контрольных). Средняя продолжительность лечения составила 39 недель, а наблюдения после него — 32 недели. При приеме активных препаратов масса тела к концу терапии снижалась в среднем на 8,3 килограмма против 3,2 килограмма в контрольных группах. При приеме любых инкретиномиметиков этот показатель достигал 10,1 килограмма, а новых и более эффективных (семаглутида и тирзепатида) — 14,7 килограмма.
Моделирование со смешанными эффектами показало, что после прекращения приема масса тела увеличивается в среднем на 0,4 килограмма в случае любых препаратов, 0,5 килограмма в случае инкретиномиметиков и 0,8 килограмма в случае новых инкретиномиметиков (0,3; 0,6 и 0,8 при анализе только рандомизированных контролируемых испытаний — РКИ). Расчетный набор массы тела за первый год составило соответственно 4,8; 6,0 и 9,9 (5,7; 8,0 и 12,3 при анализе РКИ) килограмма, а возврат к исходным показателям массы происходил за 1,7; 1,6 и 1,5 года (1,4; 1,1 и 1,3 при анализе РКИ), во всех случаях достоверность доказательств расценена как умеренная.
В исследованиях, где учитывались соответствующие данные, после прекращения лечения средний месячный рост уровня гликированного гемоглобина составил 0,05 миллимоль на литр, глюкозы натощак — 0,06 миллимоль на литр, общего холестерина — на 0,05 миллимоль на литр, триглицеридов — на 0,03 миллимоль на литр, систолического и диастолического артериального давления — на 0,5 и 0,2 миллиметра ртутного столба.
Проведенный ранее той же научной группой метаанализ поведенческих программ по контролю массы тела (включающих изменения питания и физической активности) показал, что во время их проведения масса тела в среднем снижается меньше, чем при приеме препаратов (5,1 против 8,3 килограмма). При этом ее набор после прекращения происходит медленнее (0,1 против 0,4 килограмма в месяц), как и возврат к исходной массе (3,9 против 1,7 года); для всех показателей p < 0,001. Уровни кардиометаболических маркеров оставались значимо сниженными в течение в среднем пяти лет после прекращения программы.
Полученные данные предостерегают от кратковременного назначения средств для снижения массы тела, особенно инкретиномиметиков, без дополнительных воздействий на образ жизни.
Ранее американские исследователи опубликовали наиболее полное на сегодняшний день исследование эффектов инкретиномиметиков, включающее 175 положительных и отрицательных последствий для здоровья.
Это выяснили по изменениям в гиппокампе
Эксперименты на мышах показали, что снижение когнитивных способностей при потере зубов не зависит у грызунов от поступления белка из пищи. Молекулярный анализ выявил повышенный уровень апоптоза в гиппокампе у таких мышей, но у их сородичей, которые придерживались низкобелковой диеты, таких изменений не нашли. Результаты исследования опубликованы в журнале Archives of Oral Biology.