Среди них — уксусная кислота и сорбаты
Более высокое потребление восьми консервантов — например, сорбата калия или сульфитов — связано как с более высоким общим риском развития опухолей, так и с развитием рака молочной железы или простаты. Как сообщается в The BMJ, наибольший абсолютный риск развития новообразований в возрасте 60 лет наблюдался для уксусной кислоты.
По данным Open Food Facts в 2024 году в каждом пятом продукте содержались консервирующие добавки, под которыми понимают вещества, добавляемые в упакованные продукты для продления срока годности. Для 16 консервантов и производных от них веществ установлен предельно допустимый уровень ежедневного потребления. Это связано с целым рядом негативных последствий, которые возникают, когда их потребление повышено. Среди них — канцерогенная, гематологическая, репродуктивная токсичность и токсичность для щитовидной железы, а также задержка роста и повышение уровня метгемоглобина в крови.
Недавняя оценка токсического воздействия пищевых добавок in vitro на моделях клеток человека показала, что некоторые консерванты могут обладать цитотоксическими свойствами или усиливать пролиферацию клеток. Некоторые консерванты также вызывали повышенное образование продуктов гликирования и оказывали мутагенное действие. Однако существует недостаточно эпидемиологических данных о потреблении пищевых консервантов из-за отсутствия информации о конкретных брендах и значительных различий в составе добавок между коммерческими продуктами.
Группа ученых под руководством Матильды Тувье (Mathilde Touvier) из французского Центра исследований в области эпидемиологии и статистики подсчитала совокупное потребление консервантов и изучила связь с онкологической заболеваемостью в большой проспективной когорте с подробными данными о рационе питания. Участники регулярно заполняли серию из трех онлайн-опросников о рационе питания за сутки. Оценка потребления консервантов проводилась на основе нескольких баз данных составов продуктов.
Всего в исследовании приняли участие 105260 взрослых (78,7 процента — женщины). Средний возраст на момент начала исследования составлял 42 года, средний срок наблюдения — 7,57 года. Участники с высоким потреблением пищевых консервантов были моложе и менее физически активны, в их семейном анамнезе реже встречались онкологические заболевания. Из 58 исследованных консервантов 17 употреблялись по меньшей мере десятью процентами участников, поэтому их и оценивали в отношении повышенного риска развития новообразований.
Производители повсеместно используют консерванты в различных пищевых продуктах, однако некоторые из них были в рамках исследования более специфичны для определенных групп — например, 85,4 процента сульфитов поступало в организм с алкогольными напитками; 53,8 процента нитритов, 80,3 процента нитратов и 42,3 процента эритробатов — с обработанным мясом; 43,7 процента пропионатов — из очищенных зерен и хлопьев из круп; 30,4 процента токоферолов — из сухих завтраков. В целом 34,6 процента консервантов употреблялось с продуктами высокой степени переработки.
Более высокое потребление восьми консервантов было связано с повышением онкологической заболеваемости. Высокое потребление консервантов-«неантиоксидантов» (сорбаты, нитриты, нитраты и другие) связано с повышенным риском развития опухолей (p = 0,001; абсолютный риск развития рака в возрасте 60 лет у участников с более высоким потреблением по сравнению с участниками, которые не потребляли консерванты или употребляли их меньше — 13,3 процента и 12,1 процента соответственно) и рака молочной железы (p = 0,02; 5,7 процента, 4,8 процента). Общий риск развития новообразований повышался при повышенном потреблении сорбатов, в частности, сорбата калия (отношение рисков 1,14) и сульфитов. Высокое потребление нитрита натрия и нитрата калия связали с риском развития рака предстательной железы (ОР 1,32 и 1,13). Примечательно, что для уксусной кислоты наблюдался наибольший абсолютный риск развития опухолей в возрасте 60 лет — 14,4 процента по сравнению с теми, кто не употреблял консерванты, и 12,4 процента для тех, кто потреблял их мало. Также с высоким риском развития опухолей связали высокое потребление ацетатов и эритробатов. В целом, ассоциации были схожими во всех анализах чувствительности.
В дальнейшем ученые собираются исследовать биологические основы наблюдаемых эпидемиологических корреляций. Если эти ассоциации подтвердятся и в экспериментальных исследованиях, регулирующим органам придется пересмотреть референсные значения содержания консервантов в пищевой промышленности.
Часто консерванты используют в красном переработанном мясе. Споры о том, насколько вредно его потребление не утихают по сей день. В нашем блоге ученый-эпидемиолог разбирается, почему четыре метаанализа о безвредности этого продукта выглядят не слишком убедительно.
Долгосрочную статистику собирали в США
Криста Хайбрехтс (Krista Huybrechts) из Гарвардской медицинской школы с коллегами провела популяционное когортное исследование и пришла к выводу, что назначение небензодиазепиновых снотворных (так называемых Z-препаратов) в первом триместре беременности не повышает риск врожденных аномалий у ребенка. В работу включили почти 4,3 миллиона беременностей и родов живого ребенка из американских баз данных государственной медстраховки Medicaid за 2000–2018 годы (средний возраст на момент родов 25,2 года) и коммерческой Merative MarketScan за 2003–2020 годы (31,6 года). Наблюдение за женщинами продолжали с 90 дней до беременности до 30 дней после родов, за новорожденными — до 90 дней после родов (если они дожили до этого срока). Результаты опубликованы в журнале JAMA Psychiatry.