Связь обнаружили также у депрессивного и тревожного расстройств
Систематический обзор и метаанализ канадских ученых с общей выборкой более 22 миллионов человек показали, что депрессивное, тревожное и посттравматическое стрессовое расстройства, а также нарушения сна связаны с повышенным риском острого коронарного синдрома. При этом наибольший риск наблюдался для заболеваний со значимыми патологиями сна. Результаты анализа опубликованы в JAMA Psychiatry.
Ряд кардиологов полагает, что депрессия может быть предвестником нефатальных сердечных событий, что делает ее важным прогностическим фактором при лечении пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Известно, что психические расстройства могут повышать риск ранних сердечно-сосудистых заболеваний: в исследованиях острый инфаркт миокарда наблюдался у пациентов с шизофренией на десять лет раньше, чем в среднем по популяции. А у пациентов с биполярным расстройством вероятность развития гипертонии более чем в четыре раза выше, чем у здоровых людей.
У большинства психических заболеваний наблюдаются воспалительные паттерны — дисфункция сосудов, повышенный уровень окислительного стресса, — которые играют важную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний в целом и острого коронарного синдрома в частности. Так, депрессия связана с повышением уровня тромбоцитарного фактора-4 и бета-тромбоглобулина, что может способствовать тромбозу сосудов. Однако существующие исследования сосредоточены на связи лишь отдельных психических расстройств с сердечно-сосудистым риском.
Группа ученых во главе с Арнавом Гуптой (Arnav Gupta) из Университета Калгари провела систематический обзор и метаанализ 25 исследований, в которых изучалась связь между психическими расстройствами и риском развития Под острым коронарным синдромом понимают совокупность симптомов, которые позволяют предположить инфаркт миокарда или нестабильную стенокардию на догоспитальном этапе.
Ученые выяснили, что тревожные расстройства достоверно связаны с учащением случаев острого коронарного синдрома (отношение рисков 1,63; p < 0,001). В шести исследованиях достоверно повышала этот риск депрессия (отношение рисков 1,40; p = 0,01). Примечательно, что биполярное расстройство не влияло на частоту развития синдрома.
Психотические расстройства также не были достоверно связаны с развитием острого коронарного синдрома. Расстройства сна значимо увеличивали вероятность его развития (отношение рисков 1,60; p < 0,001) — так же, как и посттравматическое стрессовое расстройство (отношение рисков 2,73; p < 0,001). Высокое отношение шансов наблюдалось при расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ (отношение шансов 2,41; p = 0,01).
Ученые признают, что почти для всех изученных психических расстройств наблюдалась низкая достоверность данных. Несмотря на это, удалось увидеть общую картину связей между психическими расстройствами и развитием острого коронарного синдрома. Исследователи отметили, что наибольший риск наблюдался у людей с посттравматическими стрессовым синдромом и нарушениями сна. Это может свидетельствовать о значимом влиянии снижения качества сна на сердечно-сосудистое здоровье.
Узнать больше о посттравматическом стрессовом расстройстве и современных подходах к его диагностике и лечению можно в выпуске редакционного подкаста.
Статистику собирали в США
Шэрон Курхан (Sharon Curhan) с коллегами по Гарвардской медицинской школе провели лонгитюдное исследование и обнаружили, что употребление большего количества фруктов связано со сниженным риском хронического звона в ушах (тиннитуса) у женщин. В работе использовали данные более 113,5 тысячи участниц исследований NHS с 1984 по 2022 год и NHS2 с 1991 по 2021 год. Все они заполняли утвержденные опросники по рациону каждые четыре года. Связь питания с развитием тиннитуса оценивали с помощью коксовской регрессии пропорциональных рисков с поправками на множественные сопутствующие факторы. Результаты опубликованы в American Journal of Epidemiology.